суббота, 24 апреля 2010 г.

БОГ В ДЕТАЛЯХ



Вчера я шел по улице и в поле моего зрения попал православный священник. Он     стремительно шел на встречу порывам ветра, развевающий его длинные, черные одежды. Это было впечатляющее зрелище. Мощно, сильно, возвышенно! Этот человек приковал мой взгляд. То ли мой любимый черный цвет, а его было много, так как одежды священников как правило касаются земли, то ли особенный крой, то ли просто видеть священнослужителя идущего по улице, не такое обычное явление для меня, все же привычнее видеть их в храме, то ли образ в целом, произвели на меня сильное впечатление. Я задумался над тем, что однажды, кто то ведь придумал  эту одежду для священнослужителей, и крой, и цвет, были выбраны не случайно. Я думаю, что все это строго регламентировано предписаниями святых отцов, которые решали как должен выглядеть православный священник, в миру и на службе.  И абсолютно уверен, в том,  что существует свод канонов (правил) повествующие о том, как должен выглядеть служитель, и  знаю, что в церковной иерархии, каждой ступени  отведен свой набор атрибутов и элементов облачения. Цвет, форма, повседневные или праздничные одежды, все это несет определенную информацию, которая заложена в каждом из этих элементов. Символизм, основной язык одеяний,  повествующий  нам, зрителям, о сане священника, о тех, или иных  событиях в церковной жизни, о горестях или радостях переживаемые церковью. Это очень мощный язык, сакральный смысл которого,  отчеканен в каждом слове, каждом слоге. Ну так вот, этот священник и дал мне импульс просмотреть одеяния служителей различных конфессий, составить обзор, конечно же поверхностный, в качестве наблюдателя. Одежда и религия.
Я был поражен тем, сколько всего интересного  ожидало  меня просматривая страницы интернета.  Какой  глубочайший смысл кроется в складках одежд, декоре, немыслимых аксессуарах если это слово уместно в данном контексте. Я смотрел на все это глазами стилиста, дизайнера, и не стремился найти ответ на вопросы почему и откуда все это возникло, хотя и отыскал немало интересных моментов. Основным  критерием поиска для меня стал минимализм(то есть аскетизм), цвет, форма, ткани. На мой взгляд тема очень глубокая и интересная. Я попытаюсь узреть Всевышнего во всех этих деталях, и расскажу об этом вам. 


ХРИСТИАНСТВО
Дробить  на ответвления религии, я не стал. Схожесть, в основных элементах одеяний христианских священников,  в доминировании черного цвета и длине. Рясы и сутаны имеют простой крой и покрывают всего человека.  Из декоративных элементов крест, пояса, головные уборы. Первенство в украшении и декоре одежды,  среди всех конфессий,  безусловно занимает православная церковь, но этот аспект я сегодня не затрагиваю, так как основная тема моего обзора это аскетизм.




В иудаизме как и в любой религии есть несколько ответвлений. Мое внимание привлекли ортодоксальные иудеи, хасиды. Кладезь идей для творческого человека. Огромное внимание к деталям. Здесь каждый элемент строго регламентирован законом. Сложно давать комментарии так как не силен в этой теме, но некоторые справки приведу. Начну с потрясающих воображение шапок. 
Штраймл или Штреймел 



Данный вид шапок  непременный атрибут гурского хасида, и он непременно должен быть женат, что так же строго соответствует регламенту ношения данного головного убора.  Штраймл или штреймел это особая  вещь, которую носят в праздничные дни или одевают по субботам(шаббат). Шьют эти шапки из меха драгоценных пород, соболь, куница, лиса, норка, но в последнее время все чаще используется искусственный мех. Иметь такую вещь, достаточно дорогое удовольствие, цены доходят до 5000$, и на пошив такой шапки уходит от 20 до 30 шкурок небольших лисиц, из искусственного меха естественно в разы дешевле. Чем больше шапка, тем знатнее и статуснее ее обладатель, это и мы знаем по нашим боярам. Можно предположить, что данный атрибут отсылает к прототипам шапок, русской или польской знати. Сложно себе представить ношение такого головного убора в 30 или 40 градусную жару. 
Сподик

Сподик имеет более объемную форму, это и отличает внешне  ее от вышеописанного образца. Так же шьется из меха.
Следующий предмет имеет огромное значение для каждого верующего иудея, это Талит.  Покрывало достаточно большое, чтобы покрыть верхнюю часть тела с привязанными по углам кистями, имеющее синие полосы из шерстяных нитей, ранее их окрашивали кровью морского животного хилозон, цвет которой напоминал небосвод, но сегодня этот краситель большая редкость.  

     
Еще более загадочная вещь, это маленькая черная коробочка, которая крепится на голове и на руке, Тфилин. Коробочка эта выполнена из цельного куска кожи, животного,которое допустимо религиозным  регламентом. В качестве ниток используются сухожилия животного, из которого сделан Тфилин. Строго черного цвета. Внутри коробочки помещены строки из Торы, написанные на пергаменте. Есть строгое описание как располагать и в какой последовательности каждую из этих коробочек.  
 




Пейсы, шляпы, кипы



Я думаю это не полный список, если еще  что нибудь найду, дополню. 

БУДДИЗМ
Буддийские священнослужители и монахи, для многих современных дизайнеров являются неиссякаемым источником вдохновения. Японские дизайнеры черпают идеи из облачений синтоистских   служителей и дзен буддизма,  бельгийцы и американцы в многослойности и драпировках одежд монахов Тибета. Необычные цветовые решения. Яркие, сочные краски.




ИСЛАМ  
Одеяния исламских священнослужителей, выглядит достаточно просто, но от этого язык на котором говорит одежда не становится проще.  В исламе огромное значение уделяют цвету, его символу, так как изображение человека запрещено Кораном. Одежда мужчин не должна быть красного и желтого цвета, предпочтение отдается черному, зеленому(цвет ислама), белому, широкая гамма оттенков земли, охристые, терракотовые, коричневые. По закону шариата мужчинам не позволительно носить шелковые ткани и украшения. Сказать по правде, требования относительно женской одежды гораздо жестче и очень строго регламентирована, в мужской одежде отдают предпочтение аскетизму и сдержанности.
 В богатых странах, таких как ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия мужская одежда правоверных мусульман заслуживает особого внимания. При всем аскетизме, нельзя не обратить внимания  на детали дополняющие этот костюм, платки куфия(арафатки), черные накидки(бишт) из прозрачной ткани, одеваемые по исключительным событиям и праздникам, и ослепительно белые рубашки(тобы)
 
  Отдельного внимания также заслуживает тюрбан(чалма) символизм которой выражен цветом, формой, размером. Для тюрбана используют цельный кусок материи который обматывается вокруг тюбетейки, фески или шапки. Длина полотнища от 3метров и доходит  до 20 метров.


 СИКХИЗМ   
Образ сикха в особых комментариях не нуждается, так как язык символов которым наделен облик весьма красноречив. Цвет, форма, декоративные элементы все это способно поразить каждого видавшего виды.


Обязательное правило предписывает сикхам всегда иметь при себе 5 предметов на букву К
KESKI - чалма и спрятанные под нее нетронутые волосы
KANGSHA - деревянный гребень которым закрепляют волосы
KARA - серебренный или стальной браслет
KACHLA - нательное, нижнее белье
KIRPAN - ритуальный кинжал




P.S. Вдохновляйтесь, как только у меня появится дополнительная информация я буду обновлять этот материал.

2 комментария:

  1. Дмитрий, почему говоря об одежде, вы написали (Бог в деталях?? )

    ОтветитьУдалить
  2. Этот обзор я посвятил не просто одежде, а одежде священнослужителей различных религий и конфессий, что сами понимаете имеет непосредственное отношение к Всевышнему. А по поводу названия,это метафора, не стоит воспринимать ее буквально, в деталях, не значит по полочкам или по винтикам. Детали, в данном случае это элементы костюма, одеяния, в каждой из которых заложен смысл обращенный к небу. Вот поэтому, говоря об одежде я назвал эту статью "Бог в деталях"

    ОтветитьУдалить