воскресенье, 4 апреля 2010 г.

ТВОРЧЕСТВО VS ДЕНЬГИ. Должен ли художник быть голодным?


Постепенно продвигаясь вперед по творческому пути, на этот вопрос я находил разные ответы. В начале пути,  мне были противны все разговоры, связанные с материальным аспектом творчества. Движимый энтузиазмом реализации своих творческих идей и талантов я отказывался считаться с суровой правдой жизни. Я был одержим идеей. Идеей, которая привела меня туда, где я сегодня нахожусь. На пути мне встречались люди, хорошие люди, профессионалы, но, к сожалению некоторых  из них интересовала только материальная составляющая дела, которым они занимались.

Успех, по их мнению, должен был выражаться лишь в денежном или в любом другом эквиваленте,  который реально можно было потрогать руками.  Подобное противостояние творчества и денег, мне казалось немыслимым, а точнее не допустимым. Я твердо был уверен, что художник, либо человек, имеющий непосредственно отношение к творчеству, должен лишь быть одержим идеями, размышлять о духовном и высших материях. Ждать музу и вдохновение.  В конце концов, реализоваться!   Стать художником с большой буквы! Что- то собой представлять, лишь после этого, если доживешь, ты имеешь полное право задуматься о материальных благах, и пресловутых деньгах.   Если честно, я избегал всевозможных разговоров о деньгах, довольствовался тем, что имел. И сторонился людей бесконечно о них говорящих. Тогда я точно знал, что художник должен быть голодным. Я был уверен, что на голодный желудок думается легче. На этот вопрос я четко знал ответ - ДА! И с остервенением отстаивал свою позицию, пытаясь убедить и перетащить их на свою сторону. Не получалось. Тогда, я не видел смысла продолжать отношения с этими “меркантильными” людьми.  В силу своего юного, наивного возраста, обостренным гипермаксимализмом   я мог себе это позволить. Не понимая тогда, что каждый  имеет право на свой, удобный, намеченный творческий и жизненный путь.  Что каждый сам кузнец своего счастья.
Несколько лет пролетели, как один миг. Творчество поглотило и увлекло меня как течение горной реки. Я по-прежнему мог ответить на этот вопрос, словом ДА!, но предварительно секунды  подумав.  Шло время, времени на размышления, прежде чем дать ответ требовалось все больше и больше.  Количество секунд, а затем и минут увеличивалось, но ответ по - прежнему был положительным.
Прошло еще немного времени, и я начал задумываться над смыслом, заложенным в этот неоднозначный вопрос, который для меня уже был не столь очевиден. Теперь на размышления уходили, дни, недели. Я как самые умные проценты людей, опрашиваемые на улицах города, уже предпочитал отвечать на поставленный вопрос - ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ.
НЕ УВЕРЕН…ММММ…ЭЭЭ, все чаще слышал я от себя. Что изменилось? Где, то бескомпромиссное ДА!? Теперь этот вопрос стал для меня важнее. Вот он переломный момент. Момент истины. Жизнь постепенно начала приоткрывать мне двери во взрослую жизнь. Краски становились гуще, некоторые и вовсе потускнели, вот и юность пакует чемоданы.
Я смело и осознанно шагнул во взрослую жизнь. За плечами остался путь,  который освещает мне дорогу идущую вперед. Я понимаю, что все сделал правильно.  Оглядываясь назад, я вижу каждый камушек, которым вымощен мой путь, и подобно спутнику из космоса могу видеть картинку, которая сложилась подобно пазлу.  Хотя в процессе сбора этих крупиц я не всегда понимал, что из этого выйдет. Ну, могу вам сказать, я доволен орнаментом, выложенным мною подобно ковру из тысяч разноцветных камней. 

Теперь пришло время, когда поднимая каждый камень, ты должен осознавать, каким образом выкладывать свой путь, что бы понимать, куда приведет тебя эта дорога. Теперь я чувствую,  что усилий и энергии требуется гораздо больше, чем это было в детстве и юности. Камни стали тяжелее, но и я стал сильнее. Теперь  я должен принимать взвешенные решения. Пришло время раскрыться. И вновь я пытаюсь найти правильный ответ на поставленный вопрос.  Я стал философом.
Теперь, вспоминая творческий путь великих мастеров искусств, я не могу оправдать судьбу и человечество, которые жесточайшим образом обошлись с великими гениями, творцами от Бога. При жизни их работа ничего не стоила, ну разве что, бутылка дешевого вина да кусок сухого хлеба. Их жизнь, сплошная драма с беспросветным концом. Всю жизнь они кровью и потом, верой и правдой служили искусству, но оно как коварный идол обрекало их на бесконечные жертвоприношения и  вечные муки. Как порой судьба бывает, жестока к гениям. История знает лишь несколько имен, кто при жизни был признан,   жил в достатке и имел неограниченные возможности для реализации своих идей.   Время все ставит на свои места, но, как правило, частенько запаздывает.  При жизни не было лишнего гроша на краски, а спустя несколько десятилетий, признанный гений, и за твои полотна сегодня дают десятки миллионов, долларов, фунтов стерлингов, все золото мира. Надежные инвестиции. Некоторые работы не имеют цены! Жестокий парадокс.  
Я задумался, что лучше, быть голодным, или великим, но после, когда, ни тебе, ни твоей многострадальной семье до этого нет, ни какого дела. О них уже заботятся ангелы.  Я никоем образом не сопоставляю себе с великими творцами, я лишь размышляю над вопросом, который не дает мне покоя. Сегодня я твердо скажу, НЕТ!, художник не должен быть голодным!
К счастью сегодня работы современных художников оцениваются более чем по достоинству. Пусть лучше будет так. Сегодня перед творцом открыты все двери и раскрываются безграничные горизонты возможностей. Пусть их творчество сегодня понятно не всем, почти ни кому, не нам современникам судить, но я рад тому, что они признаны при жизни.  
Я понял истину, художник должен быть голодным, это метафора, а не вопрос. Он должен быть голодным лишь в информационном плане. Он должен пробуждать эмоции и чувства, не ведомые зрителю, а точнее не замечаемые им. Его мозг должен быть ясен, а взор чистым. Голод, который невозможно утолить человеку ищущему. Поиск источника  информации. Источник счастья и гармонии. Вечный поиск.  Внутренний мир, переживания,  ощущения, чувства и т.д.  То, что дано как дар лишь тому, кто испытывает голод, духовный, но не физический.  Тем, в чьих руках  все это обретает материальную форму, в которую подобно Богу, художник вдохнул душу.
 Я люблю красивые вещи, предметы которые скрашивают жизнь, ценю комфорт, люблю хорошие автомобили, путешествия, общение с друзьями, как правило, в хороших ресторанах и кафе, очень люблю вкусно поесть, список этот можно продолжать и продолжать.  Я начал понимать толк в правильных инструментах и материалах, которые  облегчают  труд, и помогают в работе. Но главное, что я понял, это то, что без денег художник будет лишен всех благ, которые жизнь во всей палитре может дать человеку. Человеку творящему.  Ведь в этом всем скрываются  множества источников, в которых можно утолить жажду творчества,  источники вдохновения.

Сегодня я могу сказать, что люблю деньги, можете считать, что я реабилитировал тех, кого осуждал в начале пути.  Я прошу у них прощения за то, что не позволял им иметь свой взгляд и отстаивать свою точку зрения на этот непростой  вопрос.
Я люблю деньги , но настолько, насколько они способны дать мне свободу в реализации моих творческих планов и идей. Деньги, на которые я куплю билет в свое будущее. Да поможет мне Бог!
Купить новые ножницы, это событие, которое влечет за собой массу идей. Это чувство знакомо всем мастерам. Я очень люблю инструменты. Это святое для каждого мастера. Будь ты сапожник или портной. На этом нельзя экономить! 
Деньги это свобода. Свобода   перемещения  по миру. Путешествия, всегда новые впечатления. Новые встречи, интересные знакомства. Порой достаточно нескольких дней, чтобы ощутить прилив новых сил и испытать новые эмоции от увиденного.
 Мне нравится иметь то, что хочется, а не то, что придется.
 Я хочу, чтобы моя семья и мои близкие ни в чем не знали нужды. Для меня это, счастье! 
Я хочу построить дом, где мне, моей семье и друзьям всегда будет хорошо. Сидя на терассе, пить чай и слушать летний дождь. Это счастье! 
Я люблю ходить в магазин для художников, и покупать те краски и инструменты, которые мне нравятся. Я люблю альбомы по искусству. Люблю дарить подарки. Все это для меня моменты истинного счастья. Я знаю, я этого достоин! Я делаю для этого все! Это простые человеческие желания. Это здоровое чувство.
 Быть одержимым идеей и иметь возможность ее воплотить, вот истинное счастье!
Я не хочу противопоставлять ТВОРЧЕСТВУ, ДЕНЬГИ или наоборот.  Если мастер, творец отдается любимому делу самозабвенно, то и отдача должна быть равноценной.  Деньги, как топливо, без которого не заработает механизм под  названием Творчество. Для того чтобы написать картину нужны холст, кисти и краски. Чтобы сделать стрижку, нужны инструменты. Без денег никуда.  Но самое главное во что влить  “ топливо”, это образование, иначе ваш механизм даст задний ход.  А мой  девиз, Вперед и только Вперед!
Подводя итог, я желаю всем, чтобы эти два понятия ТВОРЧЕСТВО и ДЕНЬГИ шли рука об руку, как верные друзья в реализации ваших жизненных и творческих планов. Чтобы каждый творческий человек обрел счастье в профессии, и каждый из нас был хозяином положения.
Для  Творчества нет преград, здесь не всегда нужны миллионы. Но, главное  я вывел для себя формулу, которой хочу поделиться, ТВОРЧЕСТВО+ДЕНЬГИ=УСПЕХ . Возможно в пути она претерпит ряд изменений или дополнений, но основной принцип я для себя определил.   
А  Успех и есть Счастье в профессии! Быть сытым и “голодным” художником, эта метафора мне нравится больше. Теперь я знаю, в какой орнамент я сложу свои камни, пусть будет тяжело, но никто и не обещает легких путей. Я знаю куда иду.

2 комментария:

  1. не время а все таки жизнь меняет нас и наше мнение!!!!! эх люблю твои истории)))

    ОтветитьУдалить
  2. жизнь-есть время, время-есть жизнь, есть не в смысле кушать

    ОтветитьУдалить